Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его специальным оборудованием и условиями.
В МБДОУ р.п. Корфовское для детей с ОВЗ созданы следующие условия: обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников у четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 "Закона об Образовании РФ").
В детском саду имеется следующая материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ: развивающие игры по мелкой моторике, массажные мячи, дидактические пособия, развивающие игры Воскобовича.
В МБДОУ р.п. Корфовское отсутствуют отдельные группы для детей с ОВЗ - все группы общеразвивающего вида. Для детей с НОДА, слабослышащих и глухих, слабовидящих и слепых - отсутствует специальное оборудование. При наличии данной категории детей обучение проводится на базе консультативного пункта или кратковременного пребывания детей в группах в присутствии родителя (законного представителя).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ функционирует кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал (в совмещении со спортивным залом).
Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Кабинет оснащен необходимыми материалами и оборудованием:зеркало настенное с лампой дополнительного освещения,зеркала для индивидуальной работы,шкафы для хранения пособий,столы для детей,стулья детские,стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией; учебно-методическими пособиями:
а) для коррекционной логопедической работы:по звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам;
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр .
в) картотеки:(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен следующим оборудованием: пианино, синтезатором, музыкальным центром, детскими стульями, учебно-методическими материалами:оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Образовательное пространство кабинета оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность дошкольников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия с детьми с ОВЗ (опытно-экспериментальная деятельность, проектная деятельность) проводятся в помещении (групповые комнаты, центры детской активности), на свежем воздухе.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории детского сада имеется спортивная площадка, уличный спортивный комплекс.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация образовательного процесса
детей с ОВЗ предполагает соблюдение следующих направлений:
-Регламент проведения и
содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами ДОУ (педагогом-психологом,
учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по ФК) и
воспитателями;
В МБДОУ р.п. Корфовское функционирует
психолого-медико-педагогический консилиум и консультативный пункт для родителей
(законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Психолого-медико-педагогический
консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом
образовательной организации и положением, утвержденным руководителем
образовательного учреждения.
Цель ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в
развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей
образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Консультативный пункт
осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по
следующим вопросам: социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ,
возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность обучения к
школе; профилактика разных отклонений в физическом, психическом и социальном
развитии детей дошкольного возраста; помощь в воспитании и развитии детей с
ОВЗ; организация игровой деятельности; консультирование по вопросам закаливания
детей; социальная защита детей из различных категорий семей.
Средства обучения наряду
с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и
элементом учебно-материальной базы МБДОУ. Для работы с детьми с ОВЗ
используются средства обучения и воспитания для игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой,
музыкально-художественной деятельности, восприятия художественной литературы.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Детский
сад доступен условно для инвалидов с нарушениями слуха, опорно-двигательного
аппарата и умственного развития.
Детский
сад оборудован парковкой.
Специальные условия питания
Питание – один из важных факторов, обеспечивающих
нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического
развития ребенка – инвалида и детей с ОВЗ.
Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно –
приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению
аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому
именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
С целью
обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ,
питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций". МБДОУ обеспечивает гарантированное
сбалансированное 3-х разовое питание при 10,5-часовом пребывании детей в
детском саду по утвержденным нормам.
Для контроля за
организацией питания детей в учреждении создана общественная комиссия.
Ежедневно снимают пробу готовых блюд на пищеблоке, оставляя запись в журнале
«Бракеража готовой продукции».
Пищевые продукты,
поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их качество и
безопасность; хранятся на складе с соблюдением требований СаНПин и товарного
соседства.
Устройство,
оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным
правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем
необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным
инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда
собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами,
санитарными нормами.
Специальные условия охраны здоровья
Одной из главных задач нашего
детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей.В ДОУ имеется оборудованный и оснащённый медицинский кабинет. Постоянно контролируется выполнение
режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа
с детьми, антропометрические измерения детей и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Использование электронных
образовательных ресурсов в образовательном процессе:
1.Разработка
мультимедийных презентаций
2.Использование
сети Интернет
3.Использование
компьютерных игр в образовательной деятельности
4.Изготовление
печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для
родителей.
Ссылки
на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
- ссылка на сайт:https://www.ya-roditel.ru/, для возможности
родителям и педагогам самостоятельно получать консультативную помощь
специалистов;
- официальный сайт Министерства
образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru;
- федеральный портал "Российское образование" – http://www.edu.ru;
- информационная система "Единое
окно доступа к образовательным ресурсам" -http://window.edu.ru;
- единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru;
- федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов –
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
С целью использования информационно-коммуникативных технологий и более
эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, в ДОУ
используются следующие технические средства (ТСО):
·ноутбуки - 3;
·музыкальный центр 1 шт.с микрофонами;
·мультимедийный проектор –1 (стационарный);
·рабочая доска - 6;
·принтер - 2;
·ламинатор - 1.
Созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми всех
категорий, в том числе и с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.