Программа развития

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Р.П. КОРФОВСКИЙ
ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ р.п. Корфовский
Протокол № 3 от 06.09.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ р.п. Корфовский
___________Н. В. Кузьмина
приказ № 40 от 07.09.2021

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД Р.П. КОРФОВСКИЙ
ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
НА 2023-2026 ГОД

1

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………3
2. Информационная справка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………….4
3. Паспорт Программы Развития …………………………………….6
4. Аналитико-прогностическое обоснование Программы
развития ДОУ………………………………………………………14
5. Концептуальные основы развития ……………………………….22
6. Механизмы реализации Программы развития …………………..26
7.Финансовый план реализации Программы развития ……………28

2

1.Введение
В современной системе дошкольного воспитания, на начальном этапе
непрерывного образования, остро обозначилась проблема кардинального
изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация
характеризуется наличием большого числа программ, идущих «сверху» и
инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные
запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания
индивидуальных
образовательных
проектов
развития
конкретных
образовательных учреждений.
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
-изменениями в государственно-политическом устройстве и социальноэкономической жизни страны,
-принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-изменениями в нормативной базе по осуществлению образовательной
деятельности в ДОО;
-анализом деятельности коллектива за предыдущие годы деятельности в
период введения ФОП и ФАОП, обновления ФГОС ДО
Стратегическая цель государственной политики в области образования
– повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным
потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной. Для
успешного существования и развития в современном обществе, где
важнейшую роль играет социализация дошкольников, их физическое и
нравственно-патриотическое развитие, необходимо совершенствовать подход
к
образовательному
процессу.
Для
этого
требуется:
- расширение комплекса средств, представляющих многокомпонентную
информационно-педагогическую среду для гражданственно-патриотического
воспитания
дошкольников;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий взаимодействия
со
всеми
участниками
воспитательно-образовательного
процесса;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы
приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных
условиях
реформирования
образования,
дошкольная
организация
представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с
социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального
заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на
адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить
индивидуальные запросы родителей.
Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ р.п. Корфовский,
можно сформулировать как необходимость повышения качества
3

образования, динамики инновационного развития за счет актуализации
внутреннего потенциала МБДОУ.

2. Информационная справка о МБДОУ рп Корфовский Хабаровского
муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
р.п. Корфовский Хабаровского муниципального района
Хабаровского края функционирует с 1974 года.
Юридический адрес: 680504, Хабаровский край, Хабаровский район,
р.п. Корфовский, ул. Таежная, 8
Телефон: 8(4212)49-23-32
Учредитель: Управление образования Хабаровского муниципального
района Хабаровского края.
Сведения об администрации ДОУ: заведующий Кузьмина Наталья
Владимировна.
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются в Уставе
учреждения и регламентируются локальными актами:
- договорами с Учредителем, родителями, специалистами;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- должностными инструкциями.
Детский сад расположен в двухэтажном кирпичном здании по адресу:
Участок озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется
спортивная площадка и 6 игровых площадок.
В настоящее время функционирует 6 групп:
Группа
Вид группы
Кол-во Возраст
Кол-во
групп
детей
Ромашки
подготовительная
1
6
25
Золотой ключик
подготовительная
1
6
28
Паровозик
старшая
1
5
32
Пчелки
старшая
1
5
30
Теремок
средняя
1
4
28
Ладушки
младшая
1
3
30
Всего детей
173
Режим работы ДОУ: Детский сад работает 5 дней в неделю, суббота и
воскресенье – выходные дни.
Режим функционирования групп: с 7-30 до 19-30
Педагогический состав:
1. Старший воспитатель 1;
2. Воспитатель 9;
3. Педагог-психолог 1;
4. Учитель-логопед 1;
5. Музыкальный руководитель 1;
4

6. Инструктор по физической культуре 1.
Администрация ДОУ предоставляет возможность воспитателям
повысить свою квалификацию через различные формы обучения: курсы
повышения квалификации, переподготовку, семинары, методические
объединения, мастер-классы, самообразование.
Организационно-педагогические
условия
воспитательнообразовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе
оптимальных форм организации детской деятельности. Педагогический
коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ,
успешно решая эту задачу с учетом социально- экономических и
национально-культурных условий. Педагоги находятся в постоянном поиске
новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический
коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. Администрация
ДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам,
создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех,
стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников.
За годы существования ДОУ в коллективе сложились следующие
традиции:
- потребность в постоянном усовершенствовании;
- нетрадиционные подходы к организации массовых мероприятий для детей
и методических мероприятий для педагогов;
- работу с пенсионерами, ветеранами труда, ушедшими на заслуженный
отдых;
- совместное празднование торжественных дат.
Учреждение постоянно работает над укреплением материальнотехнической базы. Ежегодно, силами коллектива проводится косметический
ремонт. В МБДОУ ДС п. Корфовский Хабаровского муниципального района
Хабаровского края имеются музыкально-спортивный зал, методический
кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога.
Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и
предусматривает
взаимосвязь
между
всеми
подразделениями,
обеспечивающими сопровождение детей в ходе воспитательнообразовательного процесса.

5

3. Паспорт Программы развития МБДОУ р.п. Корфовский Хабаровского муниципального района Хабаровского
края
Миссия дошкольного учреждения:
Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия
для полноценного физического и психического развития детей, как основы успешного обучения в школе.
Основания
для
разработки
программы

Назначение
программы

Проблема

Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012. № 273
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями)
Порядок организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования.
 Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития
образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период.
 В Программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления
содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
 Сложность развития дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации
новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы
образования.
 Ухудшение состояние здоровья поступающих в детский сад детей, что отрицательно сказывается
на получении ими качественного образования.
 Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей
через инновационные формы взаимодействия.
 Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности
6

педагогов по применению современных образовательных технологий.
 Необходимость гражданственно-патриотического воспитания детей через расширение сферы
дополнительных образовательных услуг.
Сроки
реализации
программы
Название
Авторы

Цель
Задачи

Финансовое
обеспечение
программы
Ожидаемые
результаты:

 Программа реализуется в период 2023-2026 гг.
 Программа Развития МБДОУ ДС п. Корфовский на 2023-2026 г.г.
 Творческий коллектив педагогических работников ДОУ:

 Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего
право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в
период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации ребёнка.
 Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников;
 Гражданственно-патриотическое воспитание каждого ребенка через расширение сети дополнительного
образования;
 Развитие системы управления МБДОУ на основе расширения границ партнёрства с родителями
воспитанников ДОУ.
 эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;
 спонсорская помощь, благотворительность.





Прогнозируемые результаты реализации программы
снижение уровня заболеваемости;
реализация модели выпускника в соответствие с ФГОС;
реализация программы «Здоровье» в рамках национального проекта;
создание мини музея по региональному компоненту, с целью гражданственно-патриотического воспитания и
7






расширения кругозора детей;
80% родителей - участники воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
доступность системы дополнительного образования;
расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями
города;
оборудование спортивного зала, соответствующего требованиям нормативных актов;

Предполагаемым результатом реализации программы являются следующие модели:
Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ
педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого ребенка.
Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них (89%),
приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором
позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель
педагога детского сада (как желаемый результат):
1.Профессионализм воспитателя:
 имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
 владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
 свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и
здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
 владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
 умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при
реализации дифференцированного подхода;
 владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических
задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
 проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
8

 умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном
процессе;
 стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их
потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.
Широко практикует активные формы обучения;
 реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их
родителей;
 владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного
образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
 использует в работе новаторские методики;
 включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и
воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
 владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3.Личностные качества педагога:
 четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному
вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
 имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
 обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью,
заботливостью; тактичностью;
 владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей,
коллег по работе;
 обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в
воспитании и обучении детей;
 креативен;
 воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
9

 развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в
социуме;
 ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Эталонная модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат)
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического
развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное образование призвано обеспечить создание
основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть
видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Модель выпускника нашего ДОУ разработана с
учётом целевых ориентиров ФГОС ДО для детей, поступающих в школу.
Выпускник нашего детского сада должен обладать следующими характеристиками:
 здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, снижение частоты проявлений хронических заболеваний,
коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
 коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и
невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами
выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
 физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического
совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
 интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение
прогнозировать результат;
 креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать
новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
 любознательность - исследовательский интерес ребенка;
 инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях
общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
 ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
 произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в
соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
10

Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям
окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками,
имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и
творческим потенциалом.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики
желаемого будущего.
Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад,
имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 3 до 7 лет, их
социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
 эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и
дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового
образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
 обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности
дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
 личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью,
гибкостью, вариативностью, индивидуализацией подходов;
 расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
 обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для
обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
 четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов
образовательного процесса;
 усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ всеми субъектами
образовательных отношений;
11

 принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия
содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;
 высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм
дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам поселка.

12

4. Аналитико-прогностическое обоснование программы
4.1. Анализ управляющей системы
Актуальное состояние:
Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на
достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют как отзывы родителей
воспитанников, так и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в
детский сад. Рейтинг учреждения, электронная очередь в учреждение
является подтверждением удовлетворённости населения оказываемыми
образовательными услугами.
В детском саду функционируют 6 групп общеразвивающей
направленности с 12 часовым пребыванием. Детьми дошкольное учреждение
на момент составления программы было укомплектовано на 100%.
Дошкольное образовательное учреждение реализует отечественную
педагогическую систему, ведет образовательную политику в соответствии с
законодательными и нормативными актами: федеральным законом “Об
образовании в Российской Федерации”, федеральными государственными
образовательными
стандартами
дошкольного
образования,
Образовательный процесс регламентируется образовательной программой
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад п. Корфовский Хабаровского муниципального района
Хабаровского края, разработанной участниками проектной группы детского
сада и утвержденной на Совете педагогов. В образовательную программу
ежегодно вносятся необходимые коррективы.
Образовательная деятельность в группах детского сада строится на основе
Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В группах для детей с нарушениями речи помимо комплексной
реализуются программы и технологии коррекционно-образовательной
направленности (АОП для детей с ТНР, АОП для детей с ЗПР, АОП с
интеллектуальными нарушениями, ДЦП). Коррекционную работу в детском
саду осуществляют учитель – логопед, педагог-психолог. Качество
коррекционной работы оценивается как надзирающими органами
(административный контроль, мониторинг качества коррекционной работы
специалистами управления образования администрации Хабаровского
муниципального района), так и родителями воспитанников.
Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим
направлениям развития: физкультурно-оздоровительное, коррекционное,
познавательно-речевое, экологическое, художественно-эстетическое и
реализуется в различных формах организации педагогического процесса.
В результате комплексного обследования системы управления дошкольным
образовательным было выявлено, что в детском саду существует достаточно
эффективная, профессиональная, компетентная система административного
управления коллективом. Руководитель в равной и высокой степени
13

ориентирован на задачи дошкольного учреждения и отношения в коллективе.
Подчиненные, как правило, понимают и принимают обновления, происходящие в
системе образования.
В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка
инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное
обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.
Управленческая
деятельность
осуществляется
посредством
административного (заведующая), общественного (Управляющий Совет,
родительские комитеты в каждой группе), коллективного (общее собрание
трудового коллектива, Совет педагогов) управления.
В настоящее время все острее ставится проблема обновления содержания
образования в детском саду, введения в практику работы новых форм
дошкольного образования с учетом ФГОС на базе уже функционирующего
ДОУ. Соответственно возникает проблема с финансово-экономической и
нормативно-правовой обеспеченностью данного вопроса.
В поселении наблюдается увеличение количества детей – логопатов со
сложными речевыми дефектами. Необходимо введение новых форм работы с
этими детьми.
Проблемное поле:
Уровень квалификации педагогического персонала учреждения не
позволяет качественно спланировать и организовать образовательный
процесс, и, в свою очередь, получить максимально возможные
образовательные результаты. Работа по единой регламентированной
программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и
методов педагогического процесса, ограничивает возможности для
педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере
ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того
или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности
воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более
30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы
(непосредственно-образовательная деятельность, групповые развлечения и
игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам
работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении
образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации
образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы.
Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми отводится 30% от
времени пребывания ребенка в детском саду. Если об индивидуальной работе
с детьми, испытывающими затруднения в усвоении программного материала,
еще можно говорить, то работа с одаренными детьми, имеющими ярко
выраженные способности в той или иной области, практически не ведется.
На данный момент в ДОУ достаточно низкая обеспеченность
образовательной программы пакетом методико-диагностических и
практических материалов.
14

Перспективы развития:
Совершенствование
образовательной
программы
учреждения,
расширение спектра дополнительных образовательных услуг, включение в
практику работы новых форм дошкольного образования позволит
скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей
воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной
услуги, наметить пути интеграции специалистов учреждения, пути
преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Качественный
уровень
образовательной
услуги,
признание
эффективности образовательной, коррекционной и здоровьесберегающей
деятельности учреждения родителями воспитанников, органами власти и
социумом позволит детскому саду иметь высокий рейтинг дошкольного
образовательного учреждения.
Возможные риски:
Последствия нестабильной экономической ситуации в стране могут
негативно сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения: велика
вероятность потери высококвалифицированных специалистов в связи с
уходом на пенсию, возможен отток кадров из-за миграции в другие
населённые пункты, что не может не сказаться на качестве образовательной
услуги.
4.2. Анализ системы организации партнёрства с родителями в
условиях ДОУ
Актуальное состояние:
Современные условия деятельности дошкольного учреждения ставят
взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются
основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие
педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
В ДОУ выстроена система социального партнерства, основанная на
принципах взаимной заинтересованности сторон - социальных партнеров в
развитии образования детей, социальной защиты, гуманистической
направленности. Партнерский уровень взаимоотношений подразумевает
согласованную позицию на всех этапах совместных действий от
планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий,
ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как
сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.
Социальное партнерство детского сада и семьи эффективно осуществляется
при
следующих
условиях:
 создание доброжелательной атмосферы в общении администрации,
педагогов и родителей ДОУ;
15

 включение родителей в совместный процесс воспитания детей в
условиях ДОУ в качестве активных его участников;
 повышение уровня знаний родителей в области воспитания детей
благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских
работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей
и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи;
 предоставление родителям выбора форм взаимодействия с
педагогами ДОУ (семейный клуб, консультации и беседы, совместные
спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядноинформационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.);
 внедрение педагогических технологий в родительскую среду
(рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы,
видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов; заочная школа для
родителей (посредством сайта ДОУ) и т. д.);
 приобретение родителями опыта,
социальной активности,
реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах,
конференциях. .
Проблемное поле:
Но при этом педагоги испытывает трудности в работе с семьями
воспитанников, причинами которых являются:
– низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе,
деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера
услуг по уходу и присмотру за ребенком;
– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры
родителей;
– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком
событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в
детском саду;
– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться»
подарками от личного общения с ребенком;
По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:
– недостаточная компетентность воспитателей по вопросам
взаимодействия с родителями;
– неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении
тех проблем, которые их волнуют;
– стремление воспитателей избегать живого общения с родителями,
подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п.;
Наряду с этим многочисленные стрессообразующие факторы
(психическая и физическая нагрузки, неопределенность жизненных
ситуаций, неуверенность в завтрашнем дне и т. д.), от которых зависит
состояние здоровья взрослых, оказывают негативное психологическое
влияние
и
на
здоровье
детей.
Постоянная занятость родителей и их повышенная нервозность, а
16

зачастую и отсутствие педагогической грамотности приводят к
психологической депривации ребенка в семье.
Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и
занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов,
телепередачах) способствует ограничению движений – гиподинамии, которая
пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
Перспективы развития:
Сегодня родители как никогда нуждаются в помощи со стороны педагогов
и специалистов ДОУ. Несмотря на образование, коммуникабельность,
информированность в области воспитания и образования детей дошкольного
возраста, большинство родителей уделяют общению с ребенком
мало времени, поскольку заняты в первую очередь проблемами
материального обеспечения семьи. Поэтому, перед коллективом ДОУ стоят
задачи:
 скоординировать

деятельность всех служб детского сада, родителей
воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной
услуги, наметить пути интеграции специалистов учреждения, пути
преемственности дошкольного и начального школьного образования.
 повысить уровень образовательной услуги, признание эффективности
образовательной, коррекционной и здоровьесберегающей деятельности
учреждения родителями воспитанников, органами власти и социумом.
Элементы риска при реализации Программы:
 рост числа детей с проблемами в развитии речевой и эмоциональноволевой сферы;
 недостаточная
заинтересованность и уровень компетентности
родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень
активной жизненной позиции;
 недостаточное финансирования со стороны Учредителя;
 погодные условия (при внедрении зимних видов спорта);
 несоответствие содержания программ дополнительного образования;
уровню развития контингента детей ДОУ;
 неготовность социума микрорайона к взаимодействию;
 повышение рейтинга ДОУ средствами массовой информации.
4.3. Анализ состояния содержания и оснащения физического развития
дошкольников.
Актуальное состояние:

17

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей
является актуальной, как никогда ранее. Достичь необходимого уровня
интеллектуально – познавательного развития может только здоровый
ребёнок. Физическое развитие детей и улучшение их здоровья в процессе
обучения одна из актуальных задач современного дошкольно –
образовательного учреждения.
В детском саду созданы все условия, отвечающие медицинским и учебно
– воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей,
а также повышению их работоспособности. Педагоги проводят работу по
физическому воспитанию, которая помимо традиционных видов и форм
(утренняя гимнастика, физкультурная НОД, динамические паузы, подвижные
игры и т.д.) включает и нетрадиционные, такие, как ритмическая и
корригирующая гимнастика, логоритмика, релаксационные упражнения.
В детском саду имеется методическая литература по физическому
воспитанию детей, в соответствии с ФГОС. Педагогами составлены
календарные и перспективные планы по всем возрастным группам,
разработаны методические рекомендации по проведению подвижных игр в
спортивном зале и на свежем воздухе, созданы подборки национальных игр
малых народов Дальнего Востока.
Проблемное поле:
1. У детей, имеющих речевые нарушения, часто страдает
функциональная
сторона
двигательной
системы,
что
требует
преемственности в индивидуальной системной работе педагога и
специалистов. В составлении индивидуального образовательного маршрута
нуждаются дети-инвалиды с более сложными диагнозами.
2. Большая загруженность спортивного зала.
3. Недостаточное количество спортивного инвентаря для зала, в том
числе и нетрадиционного оборудования (например – гантели для развития
мышечной мускулатуры у детей), а также инвентаря для зимних видов
спорта.
4. Недостаточное финансирование дошкольных учреждений.
5. Недостаточная ответственность родителей в вопросах физического
развития детей, именно в дошкольном возрасте.
Перспективы развития:

18

1. Создание условий для развития дополнительного образования
посредством: составляющая учебной деятельности детского творческого
объединения, так как главным принципом дополнительного образования
детей является его практико-ориентированная направленность.
2.Создание условий для физического развития детей через
обустройство уличной спортивной площадки, площадки по ознакомлению с
ПДД
3. Внедрение в работу инновационных форм в коррекционную
деятельность педагогов.
4.4. Анализ развивающей
дошкольников в ДОУ.

среды

дополнительного

образования

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного
процесса является регионализация, проблема реставрации давних традиций в
контексте региональной культуры имеет большую практическую значимость,
прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.
Актуальное состояние:
О важности всестороннего развития ребенка очень много написано.
Дополнительное образование – одна из приоритетных сфер системы
образования нового поколения. Дополнительное образование –это
самостоятельный личностно-ориентированный вид образования, способный
к удовлетворению индивидуальных и творческих способностей личности.
Оно направлено на:
1. Создание условий для развития личности ребёнка.
2. Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.
3. Обеспечение эмоционального развития ребёнка.
В условиях доп. образования дети могут развивать свой творческий
потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают
возможность полноценной организации свободного времени.
Таким образом, анализ актуального состояния учреждения на момент
составления Программы развития позволяет нам выделить проблемы
функционирования учреждения и риски, которые могут подстерегать коллектив
детского сада в процессе её реализации.
Проблемное поле:
1. Необходимость соответствие предметно-развивающей среды
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
2. Недостаточная материально-техническая база для внедрения
музейной педагогики в образовательный процесс.
19

3. Разработка и реализация системы внедрения дополнительного
образования детей в воспитательно-образовательный процесс.
Перспективы развития:
В ДОУ создана предметно-развивающая среда и пополняется
материально-техническое оснащение. Необходимо рассмотреть возможность
пополнения материально-технической базы и предметно-развивающей среды
за счёт добровольных пожертвований физических и юридических лиц в
рамках деятельности Управляющего совета – в материальном выражении или
финансовом на счёт ДОУ.
Возможные риски:
Снижение объёмов бюджетного финансирования совершенствования
предметно-развивающей среды и материально-технической базы ДОУ.

5. Концептуальные основы развития МБДОУ ДС
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов
развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития
личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его
ценностное отношение к окружающей действительности (природе,
продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и
способы познания мира, культура чувств.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала
дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого воспитанника, создание условий,
отбор форм и средств
максимальной реализации развития качеств и
возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной
педагогики и психологии. Исходя из всего вышесказанного, основной целью
Программы развития является:
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в
соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на
качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период
дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
Обеспечение доступности и высокого качества образования
адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России,
достигается путём повышения эффективности деятельности ДОУ по таким
критериям
как качество,
инновационность,
востребованность и
экономическая целесообразность, а также,
создание условий,
обеспечивающих
высокое
качество
результатов
воспитательнообразовательного процесса, опираясь на личностно - ориентированную
модель
взаимодействия
взрослого
и
ребёнка
с
учётом
его
психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и
уровня творческого потенциала.
20

Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех
субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей.
Программа развития ДОУ направлена на сохранение позитивных
достижений детского сада по внедрению музейной педагогики и
дополнительного образования детей, внедрению инновационных форм
партнёрства с родителями. Для успешной адаптации ребенка в подвижном
социуме, необходимо обеспечить личностно – ориентированную модель
организации педагогического процесса, способствовать развитию у ребенка
социальных компетенций в условиях взаимодействия ребенка и педагога,
ребенка и родителей, педагога и родителей.
Стратегия развития дошкольного образования, деятельность МБДОУ
основывается на следующих принципах:
Принцип гуманизации, предполагающий ориентацию взрослых на
личность ребёнка:
 повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
 обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;
 радикальное изменение организации предметно развивающей среды,
жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной
деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями,
склонностями, социальным заказом родителей;
 изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми,
введение интеграции различных видов деятельности.
Принцип демократизации, предполагающий совместное участие
воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Принцип дифференциации и интеграции, предусматривающий
целостность и единство всех систем образовательной деятельности в
решении следующих задач:
 психологическое и физическое здоровье ребёнка;
 формирование основ личности человека;
 возможность комфортного существования детей с ОВЗ в социуме.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности содержания образования предполагает
разнообразие содержания, форм и методов развития и педагогической
поддержки каждого ребенка с учетом
целей развития и особенностей
ребёнка.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития МБДОУ
воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты,
представители разных образовательных и социальных
Характеризуя особенности построения образовательного

являются
родители,
структур.
процесса,
21

учитывается специфика развития поселка и его образовательного
пространства.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями
развития
деятельности
МБДОУ
ДС
являются:
- использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
здоровьесберегающих
технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей
среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных
видах
деятельности;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг через
кружковую
деятельность
;
- укрепление материально–технической базы МДОУ.
В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач
происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям
образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой
комплекс взаимосвязанных мероприятий.
Этапы реализации Программы:
1 этап - Организационно-аналитический- 01.09.2023 – 01.08.2024 г.
Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и
разработка содержания Программы развития ДОУ;
2 этап - Формирующий -01.09.2024 – 01.08.2025 г.
Совершенствование
компонентов
воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с задачами Программы;
3 этап - Обобщающий - 01.09.2025-01.08.2026 г.
Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с
требованиями новой государственной политики.
Основные направления Программы Развития:





Система управления;
Ресурсное обеспечение;
Образовательная система;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами.

Система управления:
- Нормативно-правовое обеспечение - корректировка образовательных
программ на основе ФОП ДО, ФАОП ДО, ФГОС ДО;
22

- Кадровое обеспечение – повышение профессионального уровня педагогов;
- Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении
вопросов управления (Совет педагогов, Родительский комитет).
Ресурсное обеспечение:
-материально-техническое и программное обеспечение;
-преобразование развивающей среды;
-финансово – экономическое обеспечение;
Образовательная система
- обеспечение качества дошкольного образования путем повышения
эффективности воспитательно- образовательного процесса;
- разработка и реализация системы гражданственно-патриотического
воспитания детей в ДОУ;
- разработка и реализация системы физического развития детей в ДОУ;
- преемственность в сопровождении каждого ребёнка между педагогом,
специалистами и родителями.

6. Механизмы реализации Программы
Направление
развития

Мероприятия
20232024

сроки
2024
2025

Ответственные
2025
2026

+
1.
Система 1.Разработка и принятие
Программы
Развития
управления
МБДОУ ДС
2.Внесение
изменений
в +
образовательные программы
ДОУ на основе ФОП, ФАОП
и ФГОС ДО
3. Внесение изменений в +
локальные
акты
ДОУ,
обеспечивающие
организацию воспитательнообразовательной
деятельности педагогов.
4.Организация родительских +
собраний с целью
разъяснения концепции

Совет
ДОУ

педагогов

Рабочая группа

+

+

Совет педагогов
ДОУ
заведующий

+

+

Заведующий
воспитатели

5.Обеспечение реализации
+
совершенствования работы
ДОУ по всем направлениям

+

+

Заведующий

2.Условия для 1. Организация временных +
гражданственн творческих коллективов по

+

+

Воспитатели
23

опатриотическо
го воспитания
детей

разделам
регионального
компонента
2.Разработка системы по
+
ознакомлению детей
с художественной
литературой в ДОУ,
семье
3. Создание условий для +
формирования
у
детей
творческих способностей
через
кружковую
деятельность

Ст. воспитатель

+

+

+

4. Создание условий для
формирования
у
детей
творческих способностей
через
театрализованную
деятельность
(создание
комнаты сказок)

3. Повышение
качества
воспитательно
образовательно
го
процесса

Ст. воспитатель
Воспитатели

Администрация,
Ст. воспитатель
Воспитатели

1. Повышение квалификации
педагогов:
- курсовая
подготовка (по
перспективному плану);
- взаимопосещения;
- самообразование;
-методическая работа в ДОУ
2.Использование
новых образовательных
технологий

+

+

+

Ст. воспитатель

+

+

+

Ст. воспитатель
Воспитатели

3.Изучение
новинок
издательской
и методической литературы с
последующим освещением
4. Участие педагогов в
дистанционных и других
курсах, в том числе в
переподготовке
в
соответствии с ФГОС
5. Открытие на сайте ДОУ
профессиональных
блогов
специалистов
6. Создание электронных
«портфолио» педагогов
7.Совершенствование
качества
наставничества
профессионального

+

+

+

Ст. воспитатель
Воспитатели

+

+

+

Ст. воспитатель
Воспитатели

Ст. воспитатель

+

+
+

+

+

Ст. воспитатель
Воспитатели
Ст. воспитатель
Воспитателинаставники
24

4. Создание
условий для
всестороннего
развития
ребенка

становления
начинающих
педагогов
1. Обогащение предметноразвивающей
среды
в
группах
2. Создание
благоприятных условий для
комфортного
пребывания
детей в ДОУ
3.
Разнообразие
форм
воспитательнообразовательного
процесса
4. Создание творческих групп
по
внедрению
в
образовательный
процесс
инновационных технологий
5. Расширение спектра
взаимодействия с
социокультурными
учреждениями для
формирования социальноадоптированной, успешной
личности
6. Определение
дополнительных
возможностей по
взаимодействию со школой
7. Создание мини музеев

+

+

+

Воспитатели

+

+

+

Воспитатели

+

+

+

Воспитатели

Рабочая группа

+

+

+

+

Администрация
ДОУ

+

+

+

Администрация

+

7.Финансовый план реализации Программы
№ Содержание работы
1.
2.
3.

4.
5

Косметический
ремонт групп (побелка,
покраска, замена проводки)
Приобретение оборудования и инвентаря для
спортивного зала и игровых площадок
Обогатить
образовательный
процесс
методической
литературой,
игровым
развивающим, дидактическим материалом в
соответствии с ФГОС
Пополнить методический кабинет методической
литературой, пособиями и игрушками
Оборудование для комнаты театрализованной
деятельности («Комната сказок»)

Сроки

Ответственные
Администрация ДОУ
Администрация ДОУ
Администрация ДОУ
педагоги
Администрация ДОУ
Администрация ДОУ
25

6

Оборудование мини музеев

Администрации ДОУ

Предлагаемая программа "Развитие МБДОУ ДС является результатом творческой
деятельности всех участников образовательного процесса. Она появилась не вдруг, не по
заказу сверху, а по внутренней необходимости администрации и педагогов,
заинтересованных в развитии образовательного учреждения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».