Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ р.п. Корфовский КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОП ДО) Хабаровск 2023 Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении Программа разработана на основе: Настоящая Программа приведена в соответствие с ФОП ДО на основе ранее действующей ООП дошкольного образования МБДОУ детский сад р.п. Корфовский, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами: https://korfhb.tvoysadik.ru/sveden/document Программа - - - направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Программа позволяет реализовать: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п.41.1. ФОП ДО). Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО. Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО) - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития. Обязательная часть (60%) ОП ДО части формируемой участниками ДОУ (40%) Структура ОП ДО Общие положения: 1. Целевой раздел Содержит: цели, задачи, принципы ФОП планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства цели, задачи, принципы и подходы парциальных программ Развивающее оценивание качества образовательной деятельности Раскрывают назначение ОП ДО статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 2. Содержательный раздел Включает: содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5 образовательным областям Содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5 образовательным областям рабочую программу воспитания иные материалы 3. Организационный раздел Содержит: психологопедагогические, кадровые условия, МТО примерный режим дня примерный перечень произведений искусства примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает - рабочая программа воспитания, - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, - календарный план воспитательной работы. Учебно-методическая документация Иные компоненты планируемые результаты реализации программы, - педагогическая диагностика достижения планируемых результатов, - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, - Направления обучения и воспитания – образовательные области: «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную художественной литературы (п.24.19. ФОП ДО) практики, чтение Специфика контингента воспитанников ДОУ Количество воспитанников в ДОУ – 160 Количество воспитанников с нормативным уровнем развития – 154 чел. Количество воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи – 6 чел. Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Цели взаимодействия: • • обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Принципы взаимодействия: Задачи взаимодействия: информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. 1) Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка Открытость Индивидуально-дифференцированный подход Возрастосообразность Формы работы по взаимодействию с родителями Анкетирование Родительские собрания, Консультирование Родительские уголки и информационные стенды Экскурсии по ДОУ Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников) Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей Коррекционно-развивающая работа (КРР) ■ организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; ■ коррекцию и развитие высших психических функций; ■ развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения; ■ развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся; ■ коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений; ■ создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности; ■ преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми; ■ помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка. ППК Психолого-педагогический консилиум (ППк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного процесса. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, психического здоровья воспитанников. состоянием соматического и нервно- Программа воспитания Разработана • на основе ФОП ДО, • требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», • с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. • Устава МБДОУ р.п. Корфовский. Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; - формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, себе; - становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО) Общие задачи воспитания : 1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом: 2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести: 3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию 4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО). Направления воспитания Патриотическое направление воспитания Духовно-нравственное направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Эстетическое направление воспитания Успешная реализация образовательной программы детского сада обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: 1. признание детства как уникального периода в становлении человека; 2. решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования, так и традиционных; 3. обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОО; 4. учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития 5. создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее; 6. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 7. индивидуализация образования и оптимизация работы с группой детей; 8. оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов; 9. предоставление информации о образовательной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; Ссылки Вконтакте https://vk.com/public218318297 Телеграм https://t.me/+XPESnQ7cAf4zOGMy