Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ р.п. Корфовский
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОП ДО)
Хабаровск 2023
Образовательная программа
дошкольного образовательного учреждения –
локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного
образования в дошкольном образовательном учреждении
Программа
разработана на основе:
Настоящая Программа приведена в соответствие с ФОП ДО на основе ранее
действующей ООП дошкольного образования МБДОУ детский сад р.п.
Корфовский,
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО),
с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к
условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с
федеральными, региональными, муниципальными и институциональными
нормативными документами и локальными нормативными актами: https://korfhb.tvoysadik.ru/sveden/document
Программа
-
-
-
направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей;
охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и
психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание
комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует
себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой
он есть;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее –
преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования).
Программа
позволяет реализовать:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства
воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п.41.1. ФОП ДО).
Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и
расширены в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО)
- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования
ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Обязательная
часть (60%)
ОП ДО
части
формируемой
участниками
ДОУ (40%)
Структура ОП ДО
Общие положения:
1. Целевой раздел
Содержит:
цели, задачи, принципы
ФОП
планируемые результаты
освоения ФОП в разные
периоды детства
цели, задачи, принципы и
подходы парциальных
программ
Развивающее оценивание
качества образовательной
деятельности
Раскрывают назначение ОП ДО
статус и особенности ОП, содержание разделов
(целевого, содержательного и организационного)
2. Содержательный
раздел
Включает:
содержание и задачи
образования (обучения и
воспитания) по 5
образовательным областям
Содержание и задачи
образования (обучения и
воспитания) по 5
образовательным областям
рабочую программу
воспитания
иные материалы
3.
Организационный
раздел
Содержит:
психологопедагогические, кадровые
условия, МТО
примерный режим дня
примерный перечень
произведений искусства
примерный
календарный план
воспитательной работы
ОП ДО включает
- рабочая программа воспитания,
- примерный режим и распорядок
дня дошкольных групп,
- календарный план воспитательной
работы.
Учебно-методическая
документация
Иные компоненты
планируемые результаты реализации
программы,
- педагогическая диагностика достижения
планируемых результатов,
-
задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательным областям,
- вариативные формы, способы, методы реализации Программы,
- особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик,
- способы и направления поддержки детской инициативы,
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся,
-
Направления обучения и воспитания –
образовательные области:
«Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной
программы ДО (п.24.1. ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную,
познавательно-исследовательскую, коммуникативную
художественной литературы (п.24.19. ФОП ДО)
практики,
чтение
Специфика контингента воспитанников ДОУ
Количество воспитанников в ДОУ – 160
Количество воспитанников с нормативным уровнем развития –
154 чел.
Количество воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи –
6 чел.
Характеристика взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников
Цели взаимодействия:
•
•
обеспечение
психологопедагогической поддержки семьи и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
образования, охраны и укрепления
здоровья
детей
дошкольного
возраста;
обеспечение единства подходов к
воспитанию и обучению детей в
условиях ДОО и семьи; повышение
воспитательного потенциала семьи.
Принципы взаимодействия:
Задачи взаимодействия:
информирование родителей (законных представителей) и
общественности относительно целей ДО, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о
мерах
господдержки
семьям,
имеющим
детей
дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей),
повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и
установления партнёрских отношений с родителями
(законными представителями) детей
дошкольного
возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс.
1)
Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка
Открытость
Индивидуально-дифференцированный подход
Возрастосообразность
Формы работы по взаимодействию с родителями
Анкетирование
Родительские собрания,
Консультирование
Родительские уголки и информационные стенды
Экскурсии по ДОУ
Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры,
проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников)
Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов,
родителей
Коррекционно-развивающая работа (КРР)
■ организацию, разработку и проведение специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
■ коррекцию и развитие высших психических функций;
■ развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
психологическую коррекцию его поведения;
■ развитие коммуникативных способностей, социального и
эмоционального интеллекта обучающихся;
■ коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции
движений;
■ создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание
детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким
уровнем умственного развития или иной направленностью
одаренности;
■ преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся,
стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во
взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
■ помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
ППК
Психолого-педагогический консилиум (ППк) организуется в ДОУ как форма
взаимодействия
специалистов
учреждения,
объединяющихся
для
психолого-
педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических
и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного
процесса.
Целью
ППк
является
обеспечение
диагностико-коррекционного
психолого-
педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными
особенностями,
психического здоровья воспитанников.
состоянием
соматического
и
нервно-
Программа воспитания
Разработана
• на основе ФОП ДО,
• требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»,
• с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года.
• Устава МБДОУ р.п. Корфовский.
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации
детей на основе традиционных ценностей российского общества, что
предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами
(п..29.2.1.1 ФОП ДО)
Общие задачи воспитания :
1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом:
2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести:
3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию
4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание
воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО).
Направления воспитания
Патриотическое направление воспитания
Духовно-нравственное направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Эстетическое направление воспитания
Успешная реализация образовательной программы детского сада
обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями:
1. признание детства как уникального периода в становлении человека;
2. решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса
образования, так и традиционных;
3. обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ДОО;
4. учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
5. создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды,
способствующей эмоционально-ценностному, социально- личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок
реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее;
6. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
7. индивидуализация образования и оптимизация работы с группой детей;
8. оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических
подходов, методов;
9. предоставление информации о образовательной программе семье, заинтересованным
лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
Ссылки
Вконтакте https://vk.com/public218318297
Телеграм https://t.me/+XPESnQ7cAf4zOGMy